“Иные”
Ретро-фэнтези Кинопоиска показывает зрителю эпоху сороковых. Здесь девушка Анна оказывается причиной странного происшествия в центре города: толчок неизвестной и необузданной силы — ее силы — остановил столкновение автомобиля и трамвая, но не без последствий. Пострадали люди, а тщательно скрываемый дар девушки оказывается под пристальным вниманием властей и загадочного иностранца Нойманна, который давно находится в поиске подобных ей одаренных.
Фэнтезийная линия сериала не мешает погружению в эпоху, скорее, наоборот — добавляет шарма и ностальгии столь далекому периоду в истории. Для точной передачи того времени команда не только охотилась за винтажными элементами одежды и декора, но и вдохновлялась советскими плакатами и картинами художников 30-х годов. Образы Анны сшиты по выкройкам из ранних советских журналов, детали вроде кружевных перчаток — винтажная ручная работа. В нарядах героини Крюгер проскальзывает оммаж Марлен Дитрих, а ее собственной изюминкой стал настоящий серебряный мундштук 30–40-х годов. И это только малая часть всего, что порождает при просмотре не только интерес к тому времени, но и невольное желание ностальгировать о времени, в котором не жил.
“Оттепель”
Перепрыгиваем через два десятилетия и оказываемся на студии “Мосфильма” в 1961-м году — ностальгический сериал показывает зрителю процесс создания советских фильмов и посвящает его в быт творческой интеллигенции и ее столкновений с цензурой.
Талантливый оператор Виктор Хрусталев, вследствие несчастного случая, теряет друга-сценариста Костика. Его сценарий, не утвержденный при жизни, Хрусталев решает воплотить на экране. Осталось только не сесть в тюрьму по подозрению в убийстве Кости, пойти на уступки, чтобы получить разрешение на съемки, и разобраться с образовавшимся любовным треугольником.
Добавляют колорита 60-х стихи и песни эпохи, которые звучат в конце каждого эпизода. Атмосфере “оттепели” поддаются и цветовая палитра фильма, и эффектные наряды героинь — новые ткани и фасоны, импортная одежда и эксперименты с более яркими цветами.
“Фарца”
У вдохновляющих шестидесятых, конечно, есть и криминальная сторона. Ей посвящена драма о фарцовщиках — людях, которые зарабатывали в то время подпольной продажей дефицитных импортных товаров.
Кто-то выбирал такую работу по собственной воле, а кто-то от безысходности. Вот Костя Германов сильно задолжал бандитам. Сумма для героя неподъемная, и потому друзья Андрей, Борис и Санек решают ему помочь. Более простого и быстрого способа получить нужную сумму, чем спекулянтство, найти невозможно. Остается только работать быстро, слаженно и не привлекая лишнего внимания.
Несмотря на драматичность картины, цвета в кадре и образах превалируют яркие — под стать шестидесятым. Особенно в ностальгию погружают детально продуманные интерьеры, в которых обитают герои. Переданы и многие особенности молодежной культуры, например, дискотеки — для этих эпизодов актеры брали уроки, чтобы правильно танцевать актуальные для того времени рок-н-ролл и твист.
“Дом солнца”
Ностальгия по 70-м и движению хиппи нашла свое отражение в драме Гарика Сукачева. Здесь застенчивая девушка Саша знакомится с хиппи по имени Солнце. Мир свободы, драйва, альтернативного искусства и рок-н-ролла, который открывает для себя героиня, переворачивает ее реальность.
Прототипом Солнца — одного из главных героев — стал лидер и основатель движения хиппи в СССР Юрий “Солнце” Бураков. Несмотря на это, картину сложно назвать детально достоверной с точки зрения эпохи — она стала, скорее, собирательной. Но это никак не помешает зрителю ностальгировать о беззаботной молодости и сопутствующими ей радостями жизни — запалом менять мир к лучшему, всеми возможными способами обрести и сохранить свою свободу и, конечно, найти истинную любовь.
“Однажды”
Но в 70-е не весь пласт молодежи присоединился к хиппи — им и посвящена эта кинокартина. Юный Леша, который только готовится покинуть школьную парту, влюбился в девушку Таню. Настолько, что даже согласился на пари с ней — проигравший обязан исполнить любое желание победителя.
Для героев этого фильма мир пока ограничивается соседними районами и людьми, которые их населяют. Здесь нет места громким мировым событиям и политическим конфликтам — на фоне реалистичных декораций разворачивается мелодрама взросления, где дворовые парни и девчонки мечтают, дружат и любят.
Такое мягкое погружение в юношеские воспоминания вызовет ностальгию даже у тех, кто родился в нулевых — настолько точно отражены те чувства, мысли и переживания, которые близки не одному поколению подростков.
“Овечка Долли была злая и рано умерла”
Завершим подборку на доброй ноте, а именно — на комедии о 80-х. На этот период пришлось немало интересных исторических событий. Возможно, поэтому режиссер и отправляет Никиту, студента МИФИ, в прошлое, где он познакомится с другой эпохой, встретит своих родителей, найдет друзей и даже влюбится. Сложность в том, что оставаться герою в этом времени нельзя, но и покинуть его будет не так просто.
Ощутимо сходство идеи с популярным фильмом “Назад в будущее”, однако наш герой становится скорее наблюдателем, чем действующим лицом, меняющим события в прошлом. Он знакомится с бытом людей, которые росли и жили без интернета и гаджетов, и изучает их мир с трепетом и осторожностью. Зритель присоединяется к герою и с головой погружается в эпоху с ее дискотеками, экзаменами по научному коммунизму, походами и песнями под гитару и, конечно, автоматами с газировкой.