На телеканале «Пятница!» идет интеллектуальный проект «Полночь» — показы авторского художественного и документального кино со всего мира. На следующей неделе в «Полночи» покажут полнометражные мультфильмы легендарного японского режиссера Хаяо Миядзаки. С понедельника по пятницу выйдет 5 работ художника: «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Унесенные призраками», «Ходячий замок» и «Небесный замок». Наша редакция познакомилась с шедеврами великого фантаста и решила разобраться, почему выбор телеканала пал именно на эти картины.
Мультфильмы – это поток сознания автора, перенесенный на бумагу
Практически все картины Миядзаки лишены какой-либо структуры, потому что режиссер никогда не писал сценариев. Свой будущий фильм он всегда представлял в общих чертах. Удивительная особенность режиссера заключается в том, что он мыслит не событиями, а образами героев: сначала Хаяо создает персонажа, затем рисует окружающую его среду, и лишь после представляет, что может произойти. Прокручивая кадр в голове, мультипликатор засекает его длительность секундомером, далее отрисовывает планы. В итоге получается раскадровка, что-то наподобие сценария, с которой потом работают аниматоры студии Ghibli (анимационная студия, которую Хаяо Миядзаки основал вместе с японским режиссером анимации Исао Такахатой). Картины Хаяо уникальны именно из-за нестандартного подхода. Режиссер создает фильмы, опираясь только на свои внутренние ощущения и чувство прекрасного.
Знакомство с японской культурой
Вселенная фильмов Миядзаки населена самыми разными созданиями: от говорящих лягушек до богов. Почти все они основаны на персонажах японского фольклора, которые называются «ёкай». Под этим термином подразумевают разных существ: демонов, духов, призраков и даже одушевленную древнюю мебель, однако то, как эти создания выглядят — это уже фантазия Миядзаки. В мифологии описана только сущность ёкай, а то, какие формы они могут принимать, Хаяо придумывал сам. Многие герои его фильмов основаны на атрибутах религиозных обрядов. В Японии есть 2 основные религии — буддизм и синтоизм, обе достаточно мирные, свободные и воспринимаются скорее как культура. Таким образом, через работы легендарного мультипликатора можно познакомится с Японией, ее особенностями и традициями.
Сильные женские характеры
Всем известно, что Диснеевские принцессы славятся собственной независимостью, свободой воли и внутренним стержнем. Однако сильные женские персонажи в работах Миядзаки появились задолго до Диснея. Его главные героини — не сказочные принцессы из выдуманного королевства, а обычные девчонки, которые борются против несправедливости, заботятся о природе и помогают тем, кто слабее. У них нет суперспособностей, а их победы происходят благодаря силе духа, упорству и доброму сердцу. Миядзаки всегда хотел донести до зрителей, что настоящая сила заключается не в мышцах, а в душевной красоте, благодаря которой можно справиться с чем угодно.
Любовь к природе
Одна из главных тем Миядзаки — противостояние сил природы и технологического прогресса. Природа — это полноценное действующее лицо для режиссера, а не просто площадка для действий главных героев. Каждая картина режиссера отражает невероятную красоту природы. Однако наряду со всей красотой окружающего мира в работах Миядзаки видно, как разрушительно человек может на нее влиять. Режиссер призывает зрителей заботиться о природе, уважать ее и задумываться о собственном влиянии на окружающую среду.
Любовь к людям
У Миядзаки практически нет отрицательных персонажей. Через своих якобы «злодеев» режиссер показывает несчастных и страдающих людей, лишенных любви и тепла со стороны окружающих. Любой человек заслуживает сострадания и хорошего отношения к себе. Миядзаки учит не торопиться с выводами и не судить людей ни по внешности, ни по социальному статусу.
Итак, если вы еще не смотрели анимационные фильмы Хаяо Миядзаки, то проект «Полночь» станет для вас увлекательным зрелищем:
Понедельник, 16 октября — «Небесный замок Лапута», 1986
Пожалуй, самая малоизвестная полнометражная работа Миядзаки — и по совместительству его первая картина для новообразованной студии анимации Ghibli. «Небесный замок» — история о девочке, которая с помощью волшебного кристалла пытается найти мифическую летающую страну. Добрая и поучительная работа, в которой Хаяо Миядзаки доказывает, что гармония человека и природы, любовь и добро обязательно спасут мир.
Вторник, 17 октября — «Мой сосед Тоторо»,1988
Это первая работа Миядзаки, прославившая его на весь мир. «Мой сосед Тоторо» — самый лаконичный и выразительный фильм режиссера: это история знакомства двух сестер с лесными духами, изящно сплетенная с их семейной драмой — страхом потерять больную мать. Хаяо понимал этот страх как никто другой: его мама была прикована к постели из-за туберкулеза. Справившись с собственными травмами и страхами, режиссер создал эту светлую добрую сказку в помощь всем, кто старается преодолеть личные трагедии.
Среда, 18 октября — «Ведьмина служба доставки», 1989
Милая комедия о ведьме Кики, которой предстоит прожить какое-то время в обществе людей и даже устроиться там на работу. Фильм — настоящий сборник лайфхаков о том, как справиться с пубертатом и войти во взрослую жизнь. Идеальная сказка на ночь, которая вдохновит тебя на светлое будущее.
Четверг, 19 октября — «Унесенные призраками», 2001
Самый известный фильм Миядзаки, занесенный в список величайших анимационных фильмов в истории. Если вы его еще не смотрели, то мы дружно завидуем всей редакцией. «Унесенные призраками» — идеальное аниме для всех, кто не любит аниме (или пока не знает, что любит). Это история о девочке, которая попала в потусторонний мир с духами, из которого она пытается выбраться, спасая превратившихся в свиней родителей. В этом фильме Миядзаки знакомит зрителей с собственной философией: он верит, что зло — вечно, его нельзя устранить навсегда. Однако можно научиться контролировать своих внутренних демонов, и именно в этом и заключается главная победа каждого человека.
Пятница, 20 октября — «Ходячий замок», 2004
Миядзаки всегда был увлечен европейской культурой, его отдельная любовь — экранизация произведений западных авторов. «Ходячий замок» основан на сказочной повести английской писательницы Дианы Уинн Джонс о девочке, которую колдовством превращают в старуху, после чего та попадает в огромный передвижной замок. По словам Миядзаки, во время работы над картиной он вдохновлялся русскими сказками, а прототипом ходячего замка стала всем известная избушка на курьих ножках. Отличный повод посмотреть, как английская сказка может сочетать в себе японские традиции и элементы русского фольклора.
Все фильмы будут идти ровно в полночь и без перерыва на рекламу.